Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
 
Администрация Краснокутского сельского поселения Октябрьского района
 
На главную
 
 
346462, Ростовская область, Октябрьский район, хутор Красный Кут, ул. Калинина, 1А
 
Тел: (86360) 3-33-21
 
 

А знаете ли вы?
В 2008 году на базе Краснокутской библиотеки создана модельная библиотека.
На главную
Карта сайта
Обратная связь

Малый и средний бизнес

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Краснокутского сельского поселения на 2022-2024 Раздел «Малое и среднее предпринимательство»
 
Прогноз разработан с учетом данных отдела государственной статистики №16 Ростовстата  о работе малых предприятий, предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств.
Число действующих малых предприятий на 2020 год -  10, в том числе по видам экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 3 (ООО «Валентина»,  ООО «Краснокутское», СПК «Краснокутское») ;
прочие  - 7 (ООО «Союз»; ООО «Тим»; ООО «Рубикон»; ООО «Донагрострой»; ООО «Стройдеталь»; ООО  «Недра Юга», ООО «Рубикон» ); торговля - 5 ; обрабатывающее производство- 2.
Среднесписочная численность работников малых предприятий, размер среднемесячной заработной платы, оборот по малым предприятиям, объем инвестиций малых предприятий взят на основании данных отдела государственной статистики №16 Ростовстата    и сведений от предприятий.
Как и в предыдущие годы, самым распространенным основным видом экономической деятельности у малых предприятий является «Сельское хозяйство», «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств» и «Прочие виды деятельности».
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях Краснокутского сельского поселения  в 2020 году составила 116 человек.          
    
           
III. Малое и среднее предпринимательство    
Краснокутское сельское поселение    
               
               
Показатели единица измере-ния 2019 год 2020           год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год
отчет отчет оценка прогноз
               
Число малых предприятий* единиц 13 10 11 12 13 14
в т.ч. по видам экономической деятельности              
               
добыча полезных ископаемых единиц            
обрабатывающие производства единиц 1 1        
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха  единиц            
строительство единиц            
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство единиц 3 1 2 2 2 2
транспортировка и хранение единиц            
 деятельность в области информации и связи единиц            
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов единиц 4 4 4 4 4 4
деятельность по операциям с недвижимым имуществом единиц            
прочие единиц 5 4 5 6 7 8
  единиц            
Число средних предприятий единиц   0 0 0 0 0
в т.ч. по видам экономической деятельности              
               
добыча полезных ископаемых единиц            
обрабатывающие производства единиц            
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха  единиц            
строительство единиц            
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство единиц            
транспортировка и хранение единиц            
 деятельность в области информации и связи              
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов единиц            
деятельность по операциям с недвижимым имуществом единиц            
прочие единиц            
               
Количество ИП единиц 125 103 105 107 109 111
в т.ч. по видам экономической деятельности              
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство единиц 13 8 9 10 10 10
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов единиц 61 60 61 62 63 64
прочие единиц 51 35 35 35 36 37
Среднесписочная численность работников малых предприятий* - всего тыс. человек 0,144 0,116 0,117 0,118 0,119 0,120
в т.ч. по видам экономической деятельности              
добыча полезных ископаемых тыс. человек            
обрабатывающие производства тыс. человек 0,007 0,007        
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха  тыс. человек            
строительство тыс. человек            
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство тыс. человек 0,097 0,075 0,081 0,081 0,081 0,081
транспорт и связь тыс. человек            
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов тыс. человек 0,018 0,016 0,018 0,019 0,020 0,021
деятельность по операциям с недвижимым имуществом тыс. человек            
прочие тыс. человек 0,022 0,018 0,018 0,018 0,018 0,018
Среднесписочная численность работников средних предприятий - всего тыс. человек            
               
в т.ч. по видам экономической деятельности тыс. человек            
               
добыча полезных ископаемых тыс. человек            
обрабатывающие производства тыс. человек            
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха  тыс. человек            
строительство тыс. человек            
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство тыс. человек            
транспортировка и хранение тыс. человек            
 деятельность в области информации и связи тыс. человек            
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов тыс. человек            
деятельность по операциям с недвижимым имуществом тыс. человек            
прочие тыс. человек            
               
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на малых предприятиях рублей 21763 19931 20529 21350 21556 22418
  в % к предыдущему году 84,1 91,6 103,0 104,0 105,0 105,0
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на микропредприятиях  рублей            
  в % к предыдущему году            
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на средних предприятиях  рублей            
  в % к предыдущему году            
Оборот малых предприятий*- всего млн. рублей            
 в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
в т.ч. по видам экономической деятельности              
добыча полезных ископаемых              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
обрабатывающие производства              
в ценах соответствующих лет млн. рублей 4,8 5,0        
индекс-дефлятор в % к предыдущему году 102,9 93,7        
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году х 97,6        
               
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
строительство              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство              
в ценах соответствующих лет млн. рублей 106,1 101,1 105,9 109,2 113,3 117,9
индекс-дефлятор в % к предыдущему году 109,4 103,8 104,7 103,1 103,8 104,0
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году х 98,9 109,62 106,34 111,1 112,3
               
транспортировка и хранение              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
деятельность в области информации и связи              
в ценах соответствующих лет млн. рублей 36,5 38,0 39,5 39,5 39,5 39,5
индекс-дефлятор в % к предыдущему году х х х х х х
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году х х х х х х
               
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов              
в ценах соответствующих лет млн. рублей 7,6 7,5 7,9 8,2 8,5 8,9
индекс-дефлятор в % к предыдущему году х 104,1 105,6 103,7 103,9 104,0
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году х 102,7 111,5 107,2 111,6 112,4
               
деятельность по операциям с недвижимым имуществом              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году х х х х х х
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году х х х х х х
               
прочие              
в ценах соответствующих лет млн. рублей 8,2 5,8 5,8 5,8 5,8 5,8
индекс-дефлятор в % к предыдущему году х х х х х х
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году х х х х х х
               
Оборот средних предприятий млн. рублей            
в т.ч. по видам экономической деятельности              
               
добыча полезных ископаемых              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
обрабатывающие производства              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
строительство              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
транспортировка и хранение              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
  в % к предыдущему году            
  в % к предыдущему году            
деятельность в области информации и связи              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
деятельность по операциям с недвижимым имуществом              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
прочие              
в ценах соответствующих лет млн. рублей            
индекс-дефлятор в % к предыдущему году            
в сопоставимых ценах в % к предыдущему году            
               
Объем инвестиций малых предприятий* млн. рублей 6,9 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4
Объем инвестиций средних предприятий млн. рублей            
* с учетом микропредприятий    
               
Глава Администрации Краснокутского сельского поселения       В.Н.Огнев  
                                                             

Скидка 50% на российский софт для малого и среднего бизнеса
 
Программа поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса запущена Минцифры России в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Оператором является Российский фонд развития информационных технологий.
Программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.06.2021 № 1031 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Российскому фонду развития информационных технологий на возмещение затрат по использованию субъектами малого и среднего предпринимательства российского программного обеспечения».
Компании и индивидуальные предприниматели с годовым доходом до 2 млрд рублей и числом сотрудников не более 250 человек могут приобрести SaaS-решения российских разработчиков со скидкой 50%.
Программа действует для всех представителей малого и среднего бизнеса, от предпринимателя не требуется какой-либо отчетности и докумен- тальных подтверждений. Единственное условие — присутствие в Едином реестре МСП.
Задачи, которые помогает решить ПО:
 
- Управление персоналом и др.
- Налаживание бесперебойной удаленной работы
- Оцифровка технологических процессов
- Организация электронного документооборота
- Оптимизация складской и транспортной логистики
- Повышение качества клиентского сервиса
- Организация управленческого учета и анализа
- Управление производством, продажами и закупками
Проверить, доступна ли организации скидка 50% можно на сайте рфрит.рф/msp.
Предложение действует до 31.12.2021 года.

Нормативно-правовые документы , которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению - disk.yandex.ru/d/TtxwxiI_IPwP2Q

Вниманию руководителей организаций и бухгалтеров!
 
Ростовстат продолжает сбор статистической отчетности в рамках сплошного наблюдения
Если вы индивидуальный предприниматель, руководитель, бухгалтер малого или микропредприятия, напоминаем, что до 1 апреля 2021 года необходимо направить в органы государственной статистики отчет о деятельности Вашей организации / ИП за 2020 год. 
Участие в бизнес-переписи является обязательным для всех субъектов малого предпринимательства (даже если в 2020 году деятельность не велась) – такая норма определена 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Предоставляемая информация является строго конфиденциальной. Ростовстат гарантирует, что полученные сведения будут обезличены, защищены от несанкционированного доступа и использованы только в обобщенном виде.
Установлены 2 формы статистической отчетности: форма № МП-сп предназначена для всех юридических лиц, форма № 1-предприниматель — для индивидуальных предпринимателей. С бланками форм, указаниями и примерами по их заполнению можно ознакомиться на сайте Ростовстата, в разделе, посвященном сплошному наблюдению. Заполнение форм не займет много времени.
Есть несколько вариантов предоставления форм сплошного наблюдения, можно выбрать любой.
Если у Вас есть электронная подпись, рекомендуем воспользоваться услугами системы сбора отчетности Росстата – https://websbor.gks.ru/online/. Инструкция по использованию данного сервера приведена здесь.
Или Вы можете обратиться к специализированному оператору связи и направить отчет через него. Коды отделов статистики для представления отчетности в электронном виде приведены здесь.
 
Актуальные версии XML-шаблонов форм № МП-сп и № 1-предприниматель размещены в альбоме форм федерального статистического наблюдения.
Сохранился также традиционный механизм сдачи отчетности – на бумаге. Вместе с тем, в данном случае распечатанный бланк формы необходимо представить в отдел государственной статистики по месту деятельности предприятия / индивидуального предпринимателя. При этом форма должна быть заверена подписью и печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также содержать информацию об адресе электронной почты и номере телефона исполнителя.
Обращаем внимание, что данные способы представления отчетности по сплошному наблюдению действительны до 1 апреля 2021 года. Но опоздавшим предоставят еще один шанс — направить формы сплошного наблюдения через портал Госуслуг до 1 мая 2021 года. Если и этот срок будет пропущен, назначат штраф (согласно ст. 13.19 КоАП РФ).
Ростовстат призывает всех предпринимателей принять активное участие в данном мероприятии. Получить консультацию по участию в бизнес-переписи можно по телефону: 8-800-550-65-62

В настоящее время проводится экономическая перепись малого бизнеса (сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства) по итогам за 2020 год. Данное мероприятие проводится в  соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральным планом статистических работ, Производственным планом Росстата.
Ростовстатом подготовлены видеоролик  для респондентов можно просмотреть по ссылке - disk.yandex.ru/i/nUGpk_gfojePAA


Важная информация для субъектов малого бизнеса! Сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса за 2020 год.

Весной 2021 года в соответствии с Федеральным Законом 
от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Росстат проводит экономическую перепись малого бизнеса. Она проходит 1 раз
в 5 лет, и участие в ней является обязательным для всех малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.
Анкеты разработаны отдельно для малых предприятий (в том числе и микропредприятий) – форма № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2020 год»  и отдельно для  индивидуальных предпринимателей – форма № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2020 год».
В электронном виде анкету можно будет заполнить:
с 15 января по 1 апреля 2021 года
• на сайте Росстата (при наличии электронной подписи) – https://websbor.gks.ru/online/;
• у операторов электронного документооборота.
с 1 марта по 1 мая 2021 года
• на Едином портале государственных услуг (gosuslugi.ru) (для юридических лиц – при наличии подтвержденной учетной записи и электронной подписи; для индивидуальных предпринимателей – при наличии подтвержденной учетной записи).
Если анкета заполнена на бумажном бланке, то ее необходимо до 1 апреля 2021 года передать лично или отправить по почте в отдел государственной статистике по месту деятельности предприятия. Направляемая анкета должна быть заверена подписью и печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также содержать информацию об адресе электронной почты и номере телефона исполнителя.
Росстат гарантирует конфиденциальность предоставленной Вами информации. Все сведения будут использоваться в обобщенном виде.
Если у Вас возникнут вопросы или понадобится помощь специалиста, обратитесь по телефонам горячей линии  89885502770,  89188994530 или в районный (городской) отдел государственной статистики
Вся актуальная информация о проведении сплошного наблюдения размещена на тематической странице «Сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса за 2020 год» на сайте Ростовстата: rostov.gks.ru/folder/97305
 

 

Уважаемый предприниматель – субъект малого бизнеса!
 
Весной 2021 года в соответствии с Федеральным Законом 
от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Росстат проводит экономическую перепись малого бизнеса. Она проходит 1 раз в 5 лет и участие в ней является обязательным для всех малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.
Формы разработаны отдельно для малых предприятий (в том числе и микропредприятий) – № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2020 год» (код формы по ОКУД 0601033) 
и отдельно для  индивидуальных предпринимателей – № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2020 год» (код формы по ОКУД  0601032)
До 1 апреля 2021 года Вам необходимо представить заполненную форму сплошного наблюдения одним из следующих способов:
– через систему сбора отчетности Росстата (https://websbor.gks.ru/online/) – при наличии электронной подписи; 
– через оператора электронного документооборота;
– распечатанный бланк формы по месту деятельности предприятия (форма должна быть заверена подписью и печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также содержать информацию об адресе электронной почты и номере телефона исполнителя).
С 1 марта до 1 мая 2021 года заполненную форму сплошного наблюдения можно будет направить через Единый портал государственных услуг (gosuslugi.ru). 
– юридическим лицам – при наличии подтвержденной учетной записи и электронной подписи;
– индивидуальным предпринимателям – при наличии подтвержденной учетной записи);
Росстат гарантирует конфиденциальность предоставленной Вами информации. Все сведения будут использоваться в обобщенном виде.
Если у Вас возникнут вопросы или понадобится помощь специалиста, обратитесь по телефонам горячей линии  89885502770,  89188994530 или в районный (городской) отдел государственной статистики.
Официальные документы о подготовке и проведении сплошного наблюдения, а также электронные версии бланков форм и указания по их заполнению размещены на интернет-портале Ростовстата (https://rostov.gks.ru/) в разделе Главная/ Статистика/ Переписи и обследования/ Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса /Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса за 2020 год.
 

Вниманию работодателей Октябрьского района!
С 1 января вступил в силу ряд новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ. Разъяснения даны в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167. 
Соблюдать новые требования к безопасности нужно при разных работах, в том числе:
  труд на автотранспорте;
  новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, ремонт зданий и сооружений;
  размещение, монтаж, техобслуживание и ремонт технологического оборудования;
  работа с инструментом и приспособлениями;
  эксплуатация промышленного транспорта;
  погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка, размещение и хранение грузов;
  работы в легкой промышленности;
  сельскохозяйственные работы;
  дорожные работы;
  труд в ЖКХ;
  охрана объектов и имущества;
  основные работы в медицинских организациях.
Правила действуют до конца 2025 года. Одно из новшеств — организации могут дистанционно фиксировать рабочие процессы (например, с помощью видео) для контроля безопасности производства. Вести документооборот по охране труда разрешено в электронном виде.
Документы: 
Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н
Приказ Минтруда России от 11.12.2020 N 883н
Приказ Минтруда России от 27.11.2020 N 833н
Приказ Минтруда России от 27.11.2020 N 835н
Приказ Минтруда России от 18.11.2020 N 814н
Приказ Минтруда России от 28.10.2020 N 753н
Приказ Минтруда России от 16.11.2020 N 780н
Приказ Минтруда России от 27.10.2020 N 746н
Приказ Минтруда России от 11.12.2020 N 882н
Приказ Минтруда России от 29.10.2020 N 758н
Приказ Минтруда России от 19.11.2020 N 815н
Приказ Минтруда России от 18.12.2020 N 928н
В связи с этим работодателям нужно организовать внеочередную проверку знаний персонала, которого коснулись изменения. 
Провести проверку можно в комиссиях предприятий. При этом члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда. 
Также следует актуализировать инструкции, программы обучения и другие документы по охране труда.
 

Вниманию работодателей Октябрьского района!

 Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ с 1 января 2021 года минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) увеличился на 5,5% и составил 12 792 руб. 
С 2021 года МРОТ исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Росстатом за предыдущий год. Соотношение МРОТ и медианной зарплаты установлено в размере 42% и подлежит пересмотру не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. 
На территории Ростовской области размер минимальной заработной платы устанавливается Ростовским областным (региональным) трехсторонним соглашением между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской Области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2020-2022 годы.
Согласно указанному Соглашению, минимальная заработная плата работников организаций внебюджетного сектора экономики, индивидуальных предпринимателей, полностью отработавших норму рабочего времени и исполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) должна быть не ниже 15350,4 рублей, что соответствует 1,2 МРОТ, установленного федеральным законодательством (12792x1,2). 
Работодатели, допустившие нарушения при оплате труда, несут ответственность по Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам (ч. 1 ст. 142 ТК РФ). В частности, за такие нарушения предусмотрена материальная и уголовная ответственность. Также возможна административная ответственность по ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ.
 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 14 января 2021 г. N 15-2/10/В-167
 
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок). Пунктом 3.1 Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
При этом внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (пункт 3.3 Порядка).
Учитывая изложенное, а также в связи с поступающими обращениями, с целью исключения противоречий при правоприменении норм информируем о том, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3 Порядка форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
С учетом изложенного работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком.
При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.
Одновременно информируем о том, что результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), как и результаты любой проверки знаний на основании пункта 3.6 Порядка обучения. При этом согласно форме протокола указывается тип проверки знаний "внеочередная".
Дополнительно разъясняем, что на основании пункта 3.8 Порядка обучения правая сторона удостоверения "Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда" предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошел проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении. На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется. В связи с вышеизложенным рекомендуем сведения о внеочередной проверке знаний вносить в раздел удостоверения "Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда". При этом имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.
Обращаем внимание, что в соответствии с абзацами 7, 21 - 23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.
 
А.В.ВОВЧЕНКО